Когда пора идти в школу?

Наверное, для всех родителей время летит очень незаметно. Кажется, еще совсем недавно Ваш ребенок делал свои первые шаги, а сегодня – Вы уже вместе с сыном или дочкой выбираете в магазине красивую школьную форму, рюкзачок, ручки, карандаши и многое другое. Глядя на детей, которые шагают из школы домой, Вы чаше задумываетесь над тем, готов ли мой ребенок к обучению в школе? И с этим вопросом Вы обращаетесь к своим знакомым, друзьям и каждый раз получаете новые, и, порой, противоречивые ответы. Так давайте же попробуем вместе разобраться: что же должен уметь Ваш ребенок, когда идет в школу и насколько он к ней готов?

Первый вопрос – это возраст. Много родителей пребывают в сомнениях, во сколько лет отдавать ребенка в школу. В 6 или в 7? Сегодня по закону Украины, в школу может идти ребенок, если на 1 сентября ему исполнилось 6 лет. Правда, есть дети, которых отдали в школу, когда им еще не исполнилось и 6, а есть и такие, которые пошли почти в 8. А как быть «зимним» детям, которые могут пойти в школу и в 6,5 и в 7,5 лет? Ситуации в жизни бывают разные. Кто-то торопиться, и идет раньше, или наоборот ждет, чтобы попасть к избранному учителю, когда тот набирает первоклашек. Кто-то находит другие аргументы.

Вот, например:

— если моя дочь пойдет в школу в 7 лет, то закончит ее аж в 19… Она же будет уже настоящей невестой. Разве ей будет потом до учебы в институте?
— зачем лишать ребенка детства – пусть идет в 7 лет, пусть еще поиграет;
— разве можно так поздно идти: он у меня уже и читать умеет и считает хорошо, ему же будет скучно в 1 классе;
— он у меня такой рослый (маленький), будет в 1 классе самым большим (маленьким);
— соседская Настя такого же возраста и идет в школу, а моя дочь чем хуже?

И таких аргументов много. Не секрет, что сегодня родители первоклассников иногда впадают в отчаяние, решая вопрос: «Когда же им идти в школу?». Что здесь говорить? Каждый из этих аргументов имеет свое рациональное зерно, но в первую очередь, нужно ориентироваться на своего ребенка, на его психологическую готовность и зрелость его нервной системы. Также существует такое мнение, что отдавать ребенка в школу можно тогда, когда у нее вырастут угловые зубы. Это означает, что костная ткань ребенка уже достаточно окрепла, в организме хватает кальция, и хребет готов к повышенным нагрузкам, которые неизбежны в школе. Ведь трудности в учебы могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какого-то предмета, или, что плохой учитель, а и из-за неусидчивости и невнимательности самого ребенка. А именно это и есть психологическая незрелость ребенка, которая возникает в результате несформированности определенных психических процессов. В чем же тут дело? Почему один ребенок является психологически зрелым, а другой нет? Дело в том, что путь развития каждого малыша индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но потом долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет красиво прыгать, зато начинает говорить целыми фразами, да еще и быстро запоминает буквы. Потому к школьному возрасту дети подходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подлежит закону неравномерности психологического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны большей уязвимости. Но независимо от этого фактора любые родители сегодня хотят, чтобы их ребенок учился в хорошей, престижной школе. Также не секрет, что сегодня большинство школ принимает первоклассников по предварительному собеседованию. Таким образом, родители делают вывод – в школу детей нужно обязательно готовить.

Как же решается сегодня вопрос подготовки к школе? Большинство родителей считают, что для развития ребенка и его подготовки к школе достаточно обучения основам математики, чтения и письма. Хотя, на самом деле, чтобы ребенок правильно понимал и усваивал основы математики, грамоты и письма, вначале ему необходимо развивать мышление, память, воображение и восприятие. Не секрет также, что чаще всего готовить к школе ребенка начинают только тогда, когда ему исполняется 5 лет, но дошкольник не может моментально за 1 год превратиться в школьника. Потеряв время, взрослые пытаются научить малыша всему и сразу, савсем забывая о том, что в таком возрасте он еще не может усвоить большой объем информации. Следствием такой работы может стать как раз не подготовка к школе, а нервное перенапряжение и нежелание идти в школу.

Какие же еще требования выдвигает школа к первокласснику? Оказывается, чтения и арифметика, это еще далеко не все. Будущие первоклассники должны быть внимательными, наблюдательными, терпеливыми, уметь мыслить и обобщать, иметь хорошую память и пространственное воображение, уметь ориентироваться в окружающей среде, самостоятельно находить общий язык с незнакомыми людьми. И собеседования с первоклассниками в первую очередь направлены на выявление именно этих качеств. Спросите, например, у своего будущего школьника, какое сейчас время года и почему он так думает, чем отличается очень от весны? Может ли он запомнить 10 картинок или слов, которые не связаны между собой по смыслу? Кем работаю его родители? Сможет ли он описать простую сюжетную картинку? Поинтересуйтесь, как можно назвать одним словом диван, стол, стул. Легко ли может классифицировать и выделять главные признаки в самых разных предметах? Как называется город, в котором вы живете? А знает ли ваш ребенок свой домашний адрес и телефон? Такие, казалось бы простые вопросы, может услышать ребенок на своем первом собеседовании, но они не менее важны, чем умение считать и читать. Иногда случается и так, что ребенок знает ответы на все эти вопросы, но в незнакомой ситуации просто впадает в ступор и молчит или отвечает неправильно. Это еще одно свидетельство того, что малыш психологически не готов к школе. Таким образом, в таких случаях нужно понять, что вашему малышу еще рано идти в школу. Лучше этот год использовать для дальнейшего развития и социализации ребенка.

Можно отдать своего ребенка на курсы подготовки к школе, можно пригласить домой преподавателя, а можно заниматься и самостоятельно. Вспомните игры своего детства: «Съедобное — несъедобное», «Живое- неживое», «Жарко-холодно», «Что для чего нужно?», «Найди предмет по приметам», «Цепочка из слов», «Вокруг света», различные лото, кубики, конструкторы. Вспомнили? А теперь просто весело поиграйте в них со своими детьми. Вы не только научите детей, но и сами получите массу удовольствия. А новые игры и задания подскажут книги с интересными заданиями и играми для будущих первоклассников, которых сейчас множество.

В период подготовки не забывайте также и о таком важном умении для будущего первоклассника, как умение действовать точно по инструкции. Чтобы потренироваться, можно поиграть в робота. Вначале роль робота исполняет ваш ребенок, а вы даете ему максимально точные инструкции, потом вы меняетесь ролями. Задания могут быть различными – и «учебными» (например, что-то нарисовать, написать, посчитать), и бытовыми (накрыть та стол, полить цветы), и просто забавными (попрыгать десять раз на одной ноге, прокукарекать под столом и др.).

И еще один важным момент – развитие мелкой моторики. О пользе этого занятие не устают повторять логопеды, педагоги и психологи. Тут не важно, какой именно способ выберет ваш ребенок – лишь бы только ей это нравилось . Возможно, это будет нанизывание бисера, игра в «Золушку», которая сортирует разные семечки, вышивка на специальной пластмассовой рамке-канве, собирание пазлов или обычная лепка. Маленькие пальчики должны выполнять достаточно точные и мелкие движения – это важно как для хорошего почерка, так и для развития речи.

А как же быть с социальной адаптацией? Как можно развивать у ребенка умение свободно ориентироваться в незнакомой ситуации, умение самостоятельно знакомиться с новыми детьми, находить с ними общий язык, если ребенок не посещает детский коллектив? Тут пригодятся различные кружки, знакомство с новыми детьми на игровых площадках, совместные походы в гости, и даже – обыкновенная игра. Именно в игре учатся все дошкольники, и не только основным знаниям, но и умению быть в определенной роли, например, в роли школьника. Поиграйте с ребенком в «Школу», а другими учениками могут быть любимые игрушки, которых всегда хватает в вашем доме. При помощи этой игры можно научиться знакомиться с новыми людьми, искать выход из неудобных ситуаций, формировать понятие коллективного «мы», адекватно реагировать на ошибки в учебе. И обязательно учитывать переживания ребенка относительно собственных ошибок: хвалить даже за маленькие достижения, оценивать не самого ребенка, а ее поступки, сравнивать достижения ребенка со своими собственными, а не з другими детьми или общепринятыми эталонами.

Самое главное – понять, что подготовка к школе – это продолжительный, постепенный и творческий процесс, который должен приносить удовольствие от познания нового. Тяга детей к познанию и творчество не может прийти сама по себе, ее необходимо разбудить. И если рядом взрослые, которые не жалеют времени – с развитием ребенка все будет в порядке. Творческий человек раскрывает себя во всем, что бы он ни делал. Он всегда интересен миру, а мир интересен ей. Потому она всегда чувствует себя в жизни более уверенно. А насколько уверенно будет себя чувствовать на собеседовании в школе ваш будущий первоклассник, помогут проверить тестовые задания.

Педагог-психолог, Рязанцева Татьяна