Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook Детский клуб Лоло вконтакте  
 

Если вашему ребенку 3 - 5 лет

Наступает важный период формирования активного интереса к взаимоотношениям с другими людьми. Возникает новая деятельность – сюжетно-ролевая игра, которая предшествует развитию способности ребенка к речевому взаимодействия, сотрудничеству. Именно в общении с другими людьми происходит становления образа Я ребенка. И именно здесь важно – каким будет это опыт общения. Доброжелательное общение, удовлетворение потребности в признании своих первых успехов порождает позитивную оценку. Негативный опыт общения может привести к возникновению агрессии, неуверенности в себе, замкнутости. Самооценка у детей в это время еще субъективная и завышенная, она является естественным и своеобразным механизмом «личностной защиты».

Потому, очень важно, чтобы взрослые поддерживали высокую самооценку малыша (Я красивый!). При этом для лучшего понимания себя и взрослых не менее важным является реальное «озвучивание» переживаний (Ты хорошая девочка, но твой поступок меня очень огорчил).

Основой развития восприятия у детей 3-4 лет является усвоение средств обследования предметов, их сравнения и дальнейшее закрепление сенсорных эталонов с помощью практических действий. В 4-5 лет рецепторная система ребенка уже сама способна произвести действия обследования, иначе говоря, глаз начинает учить руку обследовать. Теперь, для того, чтобы определить форму или некоторые свойства предметов, малышу уже не обязательно брать его в руки. То есть, впервые в процессе возрастного развития ребенка происходит перенос внешних практических действий во внутренний план.

В начале возрастного периода у детей еще преобладает непроизвольная память. Достаточно активная образная память: зрительная, слуховая, двигательная. Таким образом, скорее запоминается информация, которая подается при помощи движений. Дети лучше запоминают то, что поражает их яркостью цветов, непривычностью образов и форм. Запоминается только часть из воспринятого, но то, что запомнилось, сохраняется надолго. На пятом году жизни уже начинается формирования произвольной памяти. У детей наблюдается сознательное, целенаправленное припоминание, которое мотивируется любой интересной деятельностью.

Повышается стойкость произвольного внимания, его объем увеличивается. Теперь ребенок может заниматься игровой деятельностью на протяжении 10-15 минут, не прекращая ее. Но в других видах деятельности малыши еще не способны долго удерживать внимание, особенно при однообразных действиях. Малышам 3-4 лет еще тяжело длительное время удерживать свое внимание на определенном предмете или деятельности, потому они быстро меняют одну деятельность на другую. В 4-5 лет возможности детей заниматься одной продуктивной деятельностью значительно возрастают, но взрослым необходимо помнить, что основным стимулом должна быть игровая ситуация. Также хорошим средством поддержания непроизвольного внимания будет и словесный совет взрослого. На основании наглядно-действенного мышления у детей 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. То есть, происходит постепенный отрыв от действий с конкретными предметами к переносу в ситуацию «как будто». Для создания образа воображения ребенка бывает достаточно отдаленного сходства между тем, что она воспринимает и ее предыдущим опытом. Иными словами, дети при помощи словесного описания могут представить себе то, чего никогда не видели. Таким образом, детское воображение развивается в тесной связи с речью. Потому ограниченное развитие речи ребенка тормозит развитие воображения.

Стремительное развитие воображения в свою очередь стимулирует детское фантазирование. Переживания по поводу воображаемого чрезвычайно яркие, и очень часто дети не могут отличить воображаемое от реального (нарисованную конфету хочется съесть, волк из сказки может сидеть под столом и т.д.). Умелое и уместное включение взрослых в сюжет детских фантазий призвано поддерживать познавательный интерес детей, а также формировать положительные черты характера (храбрый, честный, изобретательный).

Развитие внимания в это время стимулирует развитие знаково-символической функции мышления. В 3-4 года дети правильно соотносят знаки и символы. А в 4-5 лет уже могут разграничивать изобразительные и графические символы, а также действия, которыми их исполняют. То есть, рисунок – рисуют и рассматривают, буквы пишут и читают, цифрами обозначают количество предметов.

В период от 3 до 4,5 лет у малышей развиваются такие мыслительные операции, как соотношение, сравнение, анализ. Дети могут соотносить предметы с определенной группой, которую взрослый определяет обобщающим словом (одежда, игрушки) причем не только в виде практических действий, а и словесно. В конце возрастного периода дети могут самостоятельно классифицировать предметы по их признакам и свойствам. Также в период 4,5 – 5 лет наблюдается резкий скачок в развитии познавательной деятельности. Дети начинают задавать много вопросов, их интересует «почему?», «зачем?», «каким образом?». Это свидетельствует об их стремлении осознать причинные связи, открыть тайны в известных уже вещах. Так появляются первые самостоятельные обобщения, выводы, которые помогают осознать причинно-следственные связи любых явлений. Одновременно детское мышление в этот период особенно в 3-5 года, характеризуется полной хаотичностью, «разорванными» знаниями Упражнения и игры типа «Похоже - непохоже», «Собери из частей», «Что от чего?», «Что лишнее?» и много других, которые проводятся на занятиях в детском клубе «Лоло» помогают развивать процессы мышления интересно и непринужденно, поддерживать познавательный интерес, усовершенствовать процессы внимания и мышления.

Активизируется и расцветает речь ребенка. Постепенно дети овладевают грамматическим строением речи, начинают говорить многословными предложениями. Так начинает формироваться связная монологическая речь. Они все чаще начинают использовать собственную речь для планирования и руководства своим действиям (Сейчас я построю магазин, а потом буду там продавцом). Умение детей определять свои будущие действия помогает им постепенно избавиться импульсивности в поведении. Быстро развивается и совершенствуется фонематический слух, постепенно появляется способность к звуковому анализу слов. Большое значение для развития речи и становления межличностных отношений имеет понимание и исполнение ребенком поручений взрослых. «Лоло» использует эту возрастную особенность для обучения детей грамматики, монологической речи, слоговому чтению, звуковому анализу коротеньких слов. Прослушивание сказок и рассказов на занятиях не только обогащают пассивный словарь ребенка, но и дает познавательную информацию. Заучивание стишков развивает память и помогает овладеть процессом чтения. А ответы на вопросы героев сказок ускоряют развитие активной речи малышей.

Игра в возрасте 3-5 лет учит детей общению с одногодками, контролированию своих эмоций и правилам поведения, а также развивает творческое воображение, волевые качества, моральные нормы. Если в 3-4 года для детей важны игрушки и предметы, с которыми они играют, то у 4-5 лет на первый план выходят игровые роли (доктор, продавец, парикмахер).

В игре дети проявляют чудеса терпения, настойчивости, дисциплинированности. Готовность ребенка сделать что-то самостоятельно необходимо обязательно поддержать и помочь с успехом его завершить, а также выразить веру в его потенциальные возможности. Недостатки воспитания в этом возрасте начинают переходить в стойкие отрицательные черты характера. Коректируя действия малыша, вместо прямых указаний взрослым стоит употреблять наводящие вопросы, которые заставляли бы его размышлять, искать выход из определенной ситуации. Такое стимулирование приучает детей к самостоятельности мыслей и действий. В конце возрастного периода начинается активный период осознания детьми своего места в системе отношений со взрослыми.

Детские достижения и поступки рекомендуется сравнивать не с достижениями других детей, а только с его собственными успехами и неудачами. Необходимо помнить о том, что положительная и правдивая оценка взрослого формирует у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения к себе и другим в будущем.

Приглашаем Вас в группы „Играя развиваемся”!

За дополнительной информацией обращайтесь по тел.: (044)228-98-19


вернуться