Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook Детский клуб Лоло вконтакте  
 

Как научить ребенка читать

Еще несколько десятилетий назад решение вопроса об обучении ребенка буквам, а позже и чтению, родители оставляли школьным педагогам. Сейчас же считается нормой, когда в два-три года ребенок уже знает все буквы, а в первый класс малыш идет, читая уже достаточно бегло.

Но не все дети охотно учатся читать и не все родители правильно подходят к обучению этому навыку. Первые неудачные опыты могут отбить охоту – ребенок понимает, что читать не так и легко и с трудом повторяет попытки. Для того чтобы малыш быстро и с удовольствием освоил азбуку, важно соблюдать несколько простых правил.

Чтобы ребенку было легко и интересно усваивать материал, занятия должны проходить в игровой форме, они должны быть регулярными, но не долгими. Начиная, будет достаточно 10 минут в день, со временем его можно будет продлить до 30 минут.

На первом этапе ребенок должен хорошо выучить все буквы. Начинать следует с наиболее простых – гласных и тех согласных, которые малыш правильно произносит. Ребенку будет легче воспринимать и запоминать буквы, если они будут связаны с чем-то ярким и знакомым. Например, рядом с ними могут быть изображены картинки: Д- дом, А – Арбуз; буква может ассоциироваться с членом семьи или близким знакомым: М – Мамина, Д – Дедушкина, П – папина; можно вместе с малышом соорудить буквы из разных на ощупь материалов и запоминать из развивая тактильные ощущения: С из меха – Собака и т.д. Обучая ребенка буквам, нужно учить не название буквы (эМ), а название звука (М).

Следующий этап обучения – это чтение по слогам. Существует большое количество литературы и методических пособий, в которых можно найти рекомендации, как эффективнее, быстрее и легче всего научить ребенка читать по слогам. На этом этапе важно объяснить ребенку механизм образования из двух отдельных букв одного слога (буква М пришла к букве О в гости – получилось МО; корабль Д приплыл на остров А – получилось ДА и т.п.). Как только ребенок поймет принцип соединения букв в слоги, он начнет читать по слогам. Но нужно помнить еще и о возрастных особенностях психики ребенка – до трех лет мозг малыша еще не готов соединять буквы в слоги, потому не оказывайте на него давления и не требуйте невозможного.

Обучив малыша чтению слогов, начинайте читать с ним односложные слова (МАК, БЫК, РАК), позже, слова состоящие из двух слогов, а потом и более длинные. Не забывайте, что обучение чтению должно быть таким же игровым и ярким, как и обучение буквам. Слово, прочитанное ребенком, должно быть подкреплено изображением: картинкой или игрушкой. На этом этапе следует развивать и фонематический слух ребенка: определение первой (позже последней, второй) буквы в слове (имена ребенка, мамы, папы); определение на слух количества слогов в слове и т.п.

Научившись читать слова и понимать их смысл, ребенок может переходить к чтению предложений. Сначала коротких, часть слов в которых может быть заменена картинками (Ма-ша на-шла гриб – вместо слова гриб - картинка).

Когда малыш овладевает необходимыми для чтения навыками, радость новизны от этого постепенно проходит, он читает тяжело и медленно и пройдет еще много времени, прежде чем он сможет перейти к беглому чтению. На этом этапе необходимо поддерживать его интерес к чтению, ни в коем случае не оказывая на него давления, которое вызовет в ребенке только протест и негативное отношение. Читайте вместе с ним, просите его почитать вам в слух, пишите ему шутливые записочки и т.д.

Процесс обучения чтению проходит для малыша не просто и длительно. Чтобы у ребенка не возникало дополнительных осложнений и негативных переживаний, ему необходима помощь, поддержка и понимание родителей. Занимаясь со своим малышом, подключите всю вашу фантазию и творчество, запаситесь терпением и лаской, и, что очень важно, не забывайте хвалить его за все, даже самые маленькие, достижения.

Педагог-психолог детского клуба «Лоло» Наталья Шульга