Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook    
 

Пространственное мышление

 
Для развития пространственного мышления:
 
  • Можно поиграть в геометрические головоломки «Закончи рисунок», «Выложи вторую половину», «Сложи квадрат»(Никитина).
  • Настольные игры «Геометрические формы», «Волшебную дощечку».
  • Логические задания « Нарисуй с помощью резиночек квадрат. А как можно из квадрата сделать два треугольника?». 

Ориентирование во времени и пространстве:

Знакомим с понятиями слева - справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, сегодня - завтра - вчера, раньше – позже, днями недели, временами года, месяцами.

Пространство:
 
  • Задание: «Что в нашей комнате находится сзади стола? Что сверху картины? Что снизу лампы?» Другое задание: «Поставь мишку сзади стула, но спереди дивана. Поставь зайчика сзади стула, но спереди мишки». Также работать с ориентацией в пространстве, вы можете, анализируя картинки в книгах.
  • Тем же целям прекрасно служат игры с мячом. Задание: «Брось мячик влево. Вправо. Подними вверх, опусти вниз, брось правой рукой, брось к моей левой ноге и т. д.»
  • Берем листок бумаги и любые плоские фигуры, например, пуговки. Задание: расположи 3 пуговки в верхнем левому углу. Затем еще три пуговки – под первым рядом. Еще три пуговки положи под листочком. Теперь две пуговки – справа от листочка. Последние положи в нижнем правом углу листочка». Задание может быть достаточно трудным, не забывайте хвалить ребенка, и, если не получается, упрощать задачу и делать задание совместно.

Ориентировка во времени: 
 
  • Играем в настольные игры на сбор карточек или пазлов соответственно времени года или суток. («Времена года», «Время суток»)
  • Предлагаем ребенку ряд картинок, иллюстрирующих последовательность действий, но расположенных неверно и предлагаем разложить или пронумеровать правильно. Картинки могут иллюстрировать, например, обычное утро ребенка – проснулся, оделся, умылся, позавтракал. Картинки можно нарисовать самим, можно использовать рабочие тетради по математике, в которых обычно множество подобных заданий или соответствующие настольные игры («Забавные истории»).
 
Знакомство с понятиями величины:

Знакомим с понятиями длины, объёмы, массы, сравниваем множества, формируем понятие о независимости числа от величины, пространственного расположения.
  • Выкладываем перед ребенком одинаковое количество предметов разного размера. Например. 5 больших и 5 маленьких кубиков в два ряда. Задание: «Как ты думаешь, каких кубиков больше? Вот этих, больших? Посчитай, сколько кубиков в обоих рядах? Поровну? Делаем вывод: «Количество не зависит от величины предмета
  • Знакомим с понятиями много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Это можно делать с помощью специального материала (например, пуговиц, счетных палочек, шариков и т. д. разной длины и цвета), а можно – используя бытовые предметы. Например, можно ребенку назвать предметы в комнате, которых много (книги), мало (стулья), один (диван).
  • Знакомим с понятиями «большой», «поменьше», «самый маленький», «короткий», «короче», «самый короткий», и т. д. Выкладываем перед ребенком отрезки разной длины (вырезанные из бумаги, выложенные из мозаики, любого счетного материала) и просим найти самый большой, самый маленький, короткий, самый короткий и т. д. Затем выкладываем новый отрезок – образец и просим найти среди оставшихся (или выложить самостоятельно) отрезок больше, меньше, такой же; короткий, короче, такой же и т. д.
  • Для измерения длины, можно предложить воспользоваться цветными счетными палочками или спичками (условная мерка). Попросите измерить длину стола на кухни и в комнате. Сколько палочек войдет на кухонном столе? На столе в комнате? Где больше, там стол длиннее. Еще можно предложить измерить длину ковра шагами ребенка и папиными. Почему у папы меньше шагов, а у тебя больше? Ответ ребенка. Далее, расскажите, что длину измеряют единой условной меркой – 1 см., рассмотрите линейку и посчитайте количество составляющих отрезков. Все отрезки равные и равняются 1 см. сколько отрезков 20, значит 20 см. Измерьте длину книги, альбома и.т.д.
  • Знакомимся с объемом. Возьмите кастрюлю( 3 л.) с водой и 2 емкости (чашка и 1 л. банка). Предложите ребенку измерить объем воды в кастрюле. Сколько вошло чашек води?(10) Сколько банок води(3)? Почему разное количество? Правильно, потому что разные мерки. Ребенок должен сделать сам «умозаключение»: Чем больше мерка, тем меньше ее количество, а чем меньше мерка, тем больше ее количество. Поэтому, есть единая мерка для измерения объема – 1 литр. Также можно знакомить с массой – 1 кг.
 Педагог – методист детского клуба „Лоло”, Светлана Тишина.