Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook Детский клуб Лоло вконтакте  
 

Как обучать ребенка математике


Из всех дошкольных наук, математика – самая «прикладная». То есть, достаточно просто и часто применяется в жизни. 
Попробуем рассмотреть, как можно прививать ребенку математические понятия на ранних этапах его жизни.

1-2 года.
С самыми простыми математическими понятиями можно знакомить ребенка приблизительно с годовалого возраста. Это будут, скорее всего, представления о форме (круг, квадрат, треугольник), цвете предметов, их величине (большие, маленькие) и колличестве (много, один, мало: 2-3 ). Одна из рекомендаций – с самого начала называть правильные понятия. То есть, не называть куб квадратом, а круг шаром. Если слово кажется сложным, не пугайтесь. Возможно, это просто стереотип. Задумайтесь, ведь слово «прямоугольник» намного сложнее, чем «трапеция», но с этой фигурой вообще знакомят редко.
Если все же сложно, то поначалу можно соотносить формы с окружающими объектами: солнышко – круг, окошечко – квадрат, крыша – треугольник и т.д. Обучение счету тоже присутствует в раннем возрасте, но, так сказать, пропедевтичестки. То есть, мы просто считаем, а ребенок запоминает. Последовательность чисел упоминается во многих потешках, считалках. Считать можно и пальчики. Кстати, на примере частей тела можно изучать и другие понятия (1 и 2: носик 1, а глазика – 2, а пальчиков, зубок, волосиков много).
Чем меньше возраст ребенка, тем более наглядным должно быть все, о чем вы рассказываете. Например, бесполезно убеждать ребенка, что слон большой, а мышка маленькая, если он их в глаза не видел.

2-3года.
По мере взросления ребенка, круг его математических представлений можно расширять. Постепенно обучать счету до 5, потом до 10. Иногда, когда родители говорят «считать мы умеем», на самом деле оказывается, что ребенок заучил как стишок последовательность чисел (1,2,3,4,5…). Поэтому проясняю: когда ребенок учится считать, он должен считать что-то, конкретные предметы, а не просто повторять скороговоркой счет. При этом, ребенок должен уметь еще и озвучивать результат счета (1,2,3,4,5 – всего 5). Если этого специально не обучить, сами дети этого не делают. Можно вводить дополнительные формы: овал, прямоугольник; шар, куб. Их можно находить по названию («Дай мне синий шарик»), соотносить по форме (всем известные рамки вкладыши), сортировать (круги отдельно, квадраты отдельно). Можно рассказать ребенку об особенностях фигуры: круг и шар катятся, квадрат и куб – нет.
Также вводятся дополнительные понятия о величине (длинный -короткий, высокий- низкий, широкий -узкий).
Еще раз подчеркиваю, что все эти понятия объясняются в конкретных жизненных ситуациях – тогда он и усваиваются гораздо лучше, чем оторванные от жизни. Например, простая прогулка может принести полезные результаты (считаем ступеньки; гуляя по бордюру, рассказываем, узкий он или широкий).

3-4 года.
Изучение цифр рекомендуем начинать после 3-х лет. Понятие «цифра» еще сложнее, чем буква. Буква – это значок и звук, а цифра – значок, звук, количество предметов, которые она обозначает. До 3-х лет дети вообще плохо запоминают знаковые системы. Некоторые дети, особенно левши, плохо запоминают их и после 3-х лет. В таких случаях можно обращаться к образному мышлению. Обучая цифрам обязательно нужно соотносить цифру и количество предметов; можно давать понятия о числовом ряде, то есть определенной последовательности цифр.
Математика включает в себя не только количество и форму, но и временные и пространственные понятия. Для возраста 3-4 лет актуальны времена года, их последовательность и времена суток (сначала день-ночь, потом утро-день-вечер-ночь).
В пространстве ребенок должен ориентироваться «вокруг себя» - сверху - снизу, сзади, впереди, справа – слева и т.д.

4-5 лет.
В возрасте 4-5 лет можно постепенно вводить некоторые абстрактные понятия, например такие, как обратный счет.
Также в этом возрасте обязательно параллельно идет развитие логического мышления. Для такого возраста важно обучать детей целенаправленно сравнивать предметы по разным признакам; классифицировать предметы по группам; систематизировать (то есть, располагать что либо по порядку, по величине, например); также делать задания типа «что к чему подходит».
Также, в процессе формирования математических представлений дошкольников, важно заниматься конструированием.

Это нехитрое, на первый взгляд, занятие несет в себе развивающий потенциал. В частности, помогает перейти от конкретного к абстрактному мышлению, способствует развитию пространственного мышления (создает основу под поднимание геометрии в будущем), развивает воображение.

Стоит отдельно подчеркнуть, что в любом возрасте родителям важно не «передавить» с обучающими заданиями для детей.

Познавательный интерес дошкольников очень силен, но часто бывает так, что к школе он весь куда-то пропадает. И лишь единицам удается сохранить его во взрослом возрасте.
Конечно, в математике для дошкольников еще много интересных моментов; много интересных игр, приемов. Но самое простое можно сделать самым родителям, обращая внимание детей на мир вокруг них.

Как и в любом деле, в обучении математике, важный момент – систематичность и организованность занятий. Будем рады помочь вам в этом на занятиях детского клуба «Лоло».

Педагог-психолог детского клуба «Лоло» - Ольга Правильева


Дети 5-6 лет – познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки, размышляющие. Математическое мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуется способностью устанавливать связи между предметами, явлениями, интересом к системам и работе с ними. Иными словами, пяти и шестилетки – это великие логики.

Поэтому важная задача родителей на занятиях математикой – побуждать детей думать, искать логическое решение и обоснование этого решения, обосновывать и аргументировать свои ответы, а не просто «угадывать» или «пробовать» правильные решения. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию, успешному обучению в школе. 

Чтобы математика была интересной и познавательной для ребенка, она должна оставаться добровольной игрой, совместным путешествием в интересный мир математических закономерностей и проблем. Для этого вы дома можете использовать: конструктор, мозаику, головоломки, логические таблицы, настольные логические игры, рабочие тетради с заданиями по математике, логике, счетные палочки, шнуровки, раскраски, лото, домино, трафареты, и.т.д.

 

Педагог детского клуба „Лоло”, Светлана Тишина.

 


Считаем, соотносим цифры с количеством предметов


Состав числа, действие сложение и вычитание


Четные и нечетные числа

 

Знакомимся с геометрическими фигурами, конструируем 


Знакомим со свойствами фигур


Экспериментируем с формами, играя с плоским конструктором

 

Для развития пространственного мышления 


Ориентирование во времени и пространстве


Знакомство с понятиями величины

 

Развитие логического мышления


Решаем простые задачи