Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook Детский клуб Лоло вконтакте  
 

Этапы изучения английского языка

Как маленькие дети изучают английский язык как иностранный?
 
Маленькие дети обучаются естественным путем. В отличие от подростков и взрослых, они имеют высокий уровень подсознательной естественной мотивации в восприятии языка без сознательного его изучения. Детям свойственна способность имитировать произношения и создавать свои собственные правила изучения языка. Это только в старшем возрасте изучение иностранного языка продолжается при помощи учебников, составленных на грамматической основе.

Почему лучше начинать изучать иностранный язык в младшем возрасте?

Маленькие дети, все еще способны применять свои индивидуальные, естественные стратегии овладения родным языком, когда осознают, что те же самые стратегии можно использовать и для изучения английского. Дети легче изучают язык, если они задействованы к деятельности, которая напоминает игру. Они овладевают языком, беря участие в определенных видах деятельности вместе со взрослыми. Вначале дети осознают смысл самой деятельности, а потом начинают понимать язык, которым они общаются со взрослыми.

Маленькие дети имеют больше времени для английского языка. Школьные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно менее формальны и мозг ребенка еще не перегружен информацией, которую нужно запоминать. Домашние задания, как правило, несложные или их нет вовсе и дети меньше чувствуют стресс, вызванный необходимостью достичь установленных стандартов.

Дети, которые имеют возможность овладеть вторым языком в младшем возрасте, способны использовать те же самые подсознательные естественные стратегии изучения языка в своей дальнейшей жизни, когда им нужно будет изучать другие языки. Овладеть третьим, четвертым и даже большим количеством языков становится легче, чем введение другого языка.

Маленькие дети, которые языком овладевают естественным путем, а не изучают его сознательно, как это вынуждены делать подростки или взрослые, скорее будут иметь лучшее произношение и чувство естественности самой речевой культуры соответствующего языка и соответственной культуры. Когда дети, которые владеют только одним языком достигают зрелости и становятся более сознательными, их способность овладеть языком уменьшается и они начинают чувствовать необходимость изучать английский на сознательном уровне, пользуясь программами, которые построены на принципе приоритета грамматики. Возраст, в котором происходит эта перемена, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, а также от требований и ожиданий социума.

Этапы изучения английского языка:

Вполне естественно, что устная речь предшествует чтению и письму.

Молчаливый период
Когда младенец овладевает своим родным языком, существует так называемый «молчаливый период», во время которого он смотрит и слушает, а общается выражением лица и жестами, до того, как начнет разговаривать. Когда маленькие дети изучают английский, они также могут иметь «молчаливый период», во время которого общение и понимание происходит раньше, чем дети начинают произносить английские слова. На протяжении этого периода родители не должны заставлять детей принимать участие в устных диалогах, требуя от них повторять слова. Устные диалоги должны быть односторонними и тут речь взрослых создает ребенку отличные возможности для овладения языком. Когда взрослый человек использует так называемую «родительскую речь» (приспособленную к детским потребностям форму речи, которую употребляют родители или другие взрослые люди) с целью облегчения процесса обучения, то ребенок может воспользоваться многими стратегиями, которые использовались в период изучения родного языка.

Начальная речь
Со временем, в зависимости от того, насколько часто проводятся уроки английского, каждый ребенок (девочки чаще быстрее чем мальчики) начинает произносить отдельные слова ("cat" - «кот», "house" - «дом») или шаблонные короткие фразы ("What's that?" - «Что это?» , "It's my book"- «Это моя книга», "І can't" - «Я не могу», "That's a car" - «Это машина»,"Time to go home" - «Время идти домой») в диалогах или в неожиданных ситуациях. Ребенок уже запомнил эти фразы и имитирует их произношение, не осознавая, что они состоят более чем из одного слова. Этот этап длится определенное время, на протяжении которого ребенок изучает все больше речевых единиц и использует их как самый короткий путь к ведению диалога, прежде, чем научиться строить свои собственные фразы.

Построение английских фраз и предложений
Постепенно дети начинают строить фразы на основе одного слова, которое они запомнили, к которому они прибавляют слова из своего собственного словаря ("a dog" - «собака», "а brown dog" - «коричневий собака», "a brown and black dog" — «коричневий та чорний собака») или целые фразы, которые они запомнили, к которым добавляются слова из собственного лексикона ("That's my chair" - «Це мій стілець», "Time to play" - «Пора грати»). Позже, в зависимости от количества занятий английским языком и приобретенным опытом, дети начинают строить законченные предложения.

Понимание
Понимание всегда является более значимым, чем речь. Потому не стоит недооценивать способность ребенка воспринимать и понимать иностранный язык, поскольку дети привыкли к пониманию своего родного языка из разнообразия подсказок, которые есть в контексте. И, хотя дети могут понимать не все, что они слышат своим родным языком, они воспринимают главную идею, то есть они понимают несколько важных ключевых слов, а остальное содержание расшифровывают, используя подсказки из контекста, и так трактуют смысл фразы. В процессе обучения дети достаточно быстро используют приобретенные навыки понимания основной идеи фразы к трактовке смысла фразы на английском языке.

Разочарование (фрустрация) и ошибки
После первого увлечения уроками английского языка некоторые маленькие дети, а особенно – мальчики, начинают чувствовать разочарование (так называемую «фрустрацию») по причине того, что они не способны выразить на английском свои мысли. Разочарование других вызвано тем, что они хотят разговаривать на английском также быстро, как на родном языке. Преодолеть фрустрацию можно предложив детям фразы, которые демонстрируют результаты деятельности, например "І can count to 12 in English" («Я умею считать по-английски до 12») или очень простые стихи, которые состоят из шаблонных фраз.

Детям не следует говорить, что они ошиблись, поскольку любое исправление ошибок немедленно приводит к потере мотивации относительно дальнейшего изучения языка. Ошибки являются неотъемлемой частью процесса отработки правил английской грамматики или правильного языка. Так, скоро "І goed" превратится в "went", если ребенок слышит, как взрослый человек повторяет в ответ "yes, you went»; если же взрослый человек слышит от ребенка "zee bus», то должен повторить в ответ "the bus».

Гендерные особенности
Мозг мальчиков развивается не так как у девочек и это влияет на то, как мальчики овладевают и используют речь. Иногда работа в смешанных начальных группах ограничивает возможности мальчиков, которые объясняются тем, что девочки от природы быстрее овладевают языком. Для того, чтобы полностью раскрыть потенциальные способности мальчиков, с ними нужно использовать несколько иную методику изучения языка, а их достижения в обучении не стоит сравнивать с достижениями девочек.

Среда изучения языка
Маленьким детям сложнее овладеть английским языком, если они не обеспечены надлежащей средой и поддержкой взрослых с использованием «родительской речи». Маленькие дети должны чувствовать себя в безопасности и осознавать, что существует определенная реальная необходимость использования английского языка. Виды учебной деятельности должны быть связаны с определенной повседневной деятельностью, с которой дети уже ознакомлены, например, можно вместе посмотреть иллюстрированную английскую книгу, декламировать стихи на английском языке, перекусить «по-английски». Обучающую деятельность следует проводить языком взрослых и сопровождать ее комментариями относительно того, что происходит, и диалогами с использованием «родительской речи». Уроки английского языка должны быть веселыми, интересными и сосредоточенными на понятиях и темах, которые дети уже понимают на родном языке. Таким образом дети не изучают одновременно две вещи: новое понятие и новый язык, а просто изучают английский язык, разговаривая о том, что они уже знают. Учебная деятельность там, где это возможно, должна сопровождаться конкретными предметами, поскольку наглядность способствует пониманию и повышает общую заинтересованность детей в учебном процессе.

Чтение
Дети, которые уже научились читать на своем родном языке, как правило, стремятся читать на английском. Они уже знают как декодировать слова своего родного языка для того, чтобы понять текст, и, если им не помогают декодировать английские слова, они могут использовать приобретенные ими навыки декодирования родного языка, что приведет к чтению английского языка с местным акцентом.

Перед тем, как начинать декодировать английский письменный текст, детям следует выучить названия 26 букв английского алфавита и основные звуки (фонемы). Поскольку английский язык имеет 26 букв и как минимум 44 фонемы (в своем нормативном варианте), ознакомление детей с остальными вспомогательными звуками (фонемами) лучше отложить до того момента, когда дети приобретут больший опыт в устной речи и чтении.
Начальные шаги в чтении английского текста проходят достаточно легко, если дети уже овладели языком, которым они пытаются читать. Много детей обучаются чтению на английском самостоятельно, если они вместе со взрослыми работали над иллюстрированными книгами или учили стихи, поскольку таким образом они скорее всего уже запомнили язык в его графической форме. Чтение того, что дети уже выучили наизусть, является важным шагом на пути обучению чтению, поскольку это дает детям возможность самим отрабатывать умения декодировать простые слова. Как только дети создали в своем сознании «банк» слов, которые они могут прочитать, они начинают чувствовать уверенность, что свидетельствует о их готовности к более сложным учебным приемам.

Родительская поддержка
Дети должны чувствовать, что они делают успехи в обучении, их нужно постоянно поощрять и хвалить за хорошие результаты, поскольку ощущение успеха способствует мотивации к обучению. Отличные возможности для создания такой мотивации имеют родители, которые таким образом помогают детям учиться, даже если сами родители владеют только базовым английским и изучают язык вместе со своими детьми.

Путем общих с детьми усилий родители могут положительно повлиять на отношение детей к изучению языков и культур других народов.

Сегодня общеизвестным является то, что большинство из взглядов человека на жизнь формируется в возрасте 8-9 лет.

Преподаватель английского языка, Юлия Букус.