Школа раннего развития
Детский клуб «Лоло»
Киев 
 
228 - 98 - 19
Мы в соцсетях: Детский клуб Лоло в Facebook Детский клуб Лоло вконтакте  
 

Компьютер: за и против

Я знаю: в компьютере каждом живёт 
Живой настоящий компьютерный кот.
Мурлычет, фырчит и когтями скребёт -
Мы это отчётливо слышим.
Не зная покоя компьютерный кот,
Так хочет добраться все дни напролёт
До вкусной компьютерной мыши.»
Л.Уланова.


Такие вот замечательные стихи для наших любимых ребят-дошколят нынче можно найти на просторах Интернета. Да неужели и впрямь наши малыши уже давно перешли с компьютером на «ты»?

Многие родители многозначительно закивают головой, мол, - да, да! И с мышкой знаком, и в компьютерных играх гуру. И не мудрено, всё же на дворе век всеобщей компьютеризации.

Другие слегка удивятся - да разве? Наш Никита только и умеет играть с компьютерной мышкой, как маленький шаловливый котёнок. А третьи лишь покачают головой: да не нужны эти «электронные мозги» маленькому непоседе и даже вредны! Пускай лучше на улице побегает, со сверстниками пообщается, а поиграть можно и с обычными игрушками, благо этого добра сейчас хватает. Конечно, сколько людей – столько и мнений и это вполне закономерно.

Но давайте всё же, уважаемые родители, попробуем беспристрастно разобраться вместе в этом насущном сегодня вопросе: кем же является для дошкольников компьютер – врагом или всё же другом?

На своих занятиях я часто веду с детьми 5-6 лет такой диалог:

- Дети, у кого есть дома компьютер?
- У меня, и у меня, и у нас… - слышу я в ответ.
- А скажите, зачем нужен Вам дома компьютер? – продолжаю разговор я.
- Как зачем? Чтобы в игры играть, фотографии, мультики и кино смотреть, музыку слушать – наперебой спешат с ответами дети.
- Ну, а кроме фотографий, кино и музыки Ваши родители ещё что-нибудь делают на компьютере? – продолжаю я начатый разговор.
- Не…т – протягивает мне в ответ детвора.
И только кто-то один в группе, поглядывая по сторонам, рассказывает о том, как компьютер помогает родителям в работе.
- Ну, хорошо, а какие компьютерные игры Ваши любимые? – с пристрастием Шерлока Холмса пытаюсь я прояснить ситуацию глубже.

Глаза детей загораются счастливыми огоньками, и они с удовольствием рассказывают мне о своих любимых играх, львиная доля которых, представляют собой известные «стрелялки» и «бродилки». И лишь немногие упоминают о развивающих играх с интересным сюжетом.

О чём это нам говорит? О том, что в нашей стране компьютер пока ещё во многих семьях остаётся предметом развлечений. А как известно, дети учатся на примере, т.е с малых лет они привыкают воспринимать компьютер как игрушку с большими возможностями. А между тем на экране дисплея могут оживать не только герои сказок и книг, но и цифры, буквы, и даже предметы окружающей действительности.

Развивающие компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, а также корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Со временем компьютер приучает их сначала думать, а потом делать. Таким образом, успешное овладение игровыми программами в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении школьной программы, которая построена на том же принципе.

Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Общеизвестно, что у дошколят до 4-5 лет еще нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с ранее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. И здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание любой новой информации, что не только ускоряет её запоминание, но и делает более осмысленной и долговременной, а также развивает такой важный психический процесс, как внимание.

Второй большой плюс компьютерных игр в том, что они очень быстро и эффективно формируют моторную координацию рук, а также координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают такие понятия, как право и лево. Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении этого сложного пробела, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев? Всё дело в том, что в любых компьютерных играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на левую и правую кнопку мыши, а действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Итак, мы выяснили, что компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

Но… есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. По данным ЮНЕСКО около 93 % современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. И такое положение вещей вполне устраивает не только детей, но и родителей. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это безопасное занятие может таить в себе серьёзные опасности, если лишено правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, нагрузка на костно-мышечную систему , влияние излучения, а также - нагрузка на психику. Давайте разберём каждый из них по порядку.

Первый фактор – это нагрузка на зрение. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. А потому - ребёнок дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

Второй фактор – это нагрузка на костно-мышечную систему ребёнка. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Поэтому в перерывах между занятиями на компьютере, а также после них ребёнок обязательно должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом.

И ещё один момент: избегайте также позволять детям делать перекусы за компьютером, эта вредная во всех смыслах привычка может закрепиться на всю жизнь.

Вопрос вредного излучения….Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но, вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека. Вот этот самый потенциал и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Отсюда делаем вывод: необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении, где находится компьютер, посредством влажной уборки.

А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

И последний фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем, например, вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного психического напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях игры. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш соответственно напрягается и сам. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Этим как раз и вредны многие «стрелялки» и «бродилки». Переутомление и напряжение детского организма после таких игр, особенно – в вечернее время, снять очень нелегко. Такие дети очень часто имеют неспокойный сон, в котором продолжают доигрывать знакомый сюжет игры. Таким образом, нам понятно, что необходимо контролировать такие моменты: за какими играми, когда и сколько времени проводят наши дети.

В моей практике был случай, когда мальчик 6-ти лет очень хорошо владел компьютером, проводя вечера напролёт за увлекательными «бродилками» и «стрелялками». У него были отлично развиты зрительное внимание, память, а также координация движений, но при этом очень отставали в развитии слуховая память и речь. А ведь этому ребёнку через пару месяцев нужно было идти в школу, где основной материал будет подаваться именно в устной форме. Поэтому, увлекаясь развитием ребёнка с помощью компьютерных технологий, необходимо помнить о том, что они не заменяют традиционных игр со сверстниками, чтения и пересказа любимых сказок, заучивания складных стишков, творческих поисков в рисовании и лепке и многого другого.

И в заключение, хотелось бы дать ещё несколько рекомендаций родителям относительно компьютерного развития и воспитания дошкольников.

• Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
• Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования, а значит и развития.
• Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
• Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
• Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
• Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Направляйте интерес ребёнка к компьютеру в полезное русло. Например, покажите возможности компьютера в вопросе изготовления интересной открытки ко дню рожденья друга или подруги, сборе любимых фотографий в свой альбом и т.д

Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития дошкольника – это игра. Все дети играют с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы принимать новые повороты сюжета и примерять на себя разные роли. Развивая ребёнка, важно помнить, что материалом для его развития служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

Психолог-педагог, Татьяна Рязанцева